На украинском телевидении стартовал сезон осенних телепремьер. Однако, в отличие от других, InterMediaGroup ничего не запустил. В телехолдинге массовые сокращения, а рекламодателей можно сосчитать по пальцам одной руки.
В этом году в одной из крупнейших украинских телевизионных групп InterMediaGroup, похоже, не начинается традиционный осенний высокий сезон.
В InterMediaGroup входят телеканалы НТН, «Enter-фильм», «Мега», «Пиксель», К1, К2, Zoom и «Интер». Три последних транслируют марафон «Единые новости».
Совсем другая история у конкурентов. В StarLightMedia Виктора Пинчука, на «Новом канале» и СТБ, не задействованных в «Единых новостях», стартует около 20 сериалов и шоу. На «1+1 Media» Игоря Коломойского – почти полтора десятка.
Это уже сказалось на заполненности рекламой. У Inter 19–25 сентября рекламные блоки заполнены на 40%, говорит директор по ТВ-инвестициям и баингу Razom Group Игорь Полосьмак. У StarLightMedia и «1+1 Media» в тот же период – на 86%.
«Наших рекламодателей в эфире можно пересчитать по пальцам одной руки», – говорит директор по маркетингу и продаже сейлс-хауса Space Media Дмитрий Дутчин. Inter условно ушли с рекламного рынка, потому что не вызывают интереса у рекламодателей, объясняет топ-менеджер одной из медиагрупп, попросивший не называть его имени. «Фактически их история закончилась», – добавляет он.
Кроме отсутствия премьер, есть еще одна причина, почему рекламодатели выбирают не «Интер». До 2022 года медиахолдинг продавал рекламу вместе с «Медиа Группой Украина» (МГУ) Рината Ахметова, рассказывает CEO рекламного холдинга Publicis Groupe Энвер Кикава. В июле МГУ прекратила существование. Это значительно сузило аудиторию, которую может предложить InterMediaGroup рекламодателям. «То, что они остаются одни, усложняет их ситуацию», – заключает Кикава.
В самой InterMediaGroup не ответили на запросы Forbes с просьбой рассказать о ситуации в компании. О положении дел мы узнавали у коллег, конкурентов и контрагентов. И дела у некогда лидирующей медиагруппы очень плохи.
Крутое пике «Интера»
Главная причина того, что в InterMediaGroup не начался телесезон, – отсутствие финансирования, предполагает в разговоре с Forbes Кикава из Publicis Groupe. И эта история началась не в 2022-м.
Последние два года эфир телеканалов базировался на том контенте, который компания создала или приобрела раньше, говорит медиаэксперт Александр Глущенко. «Они давно перестали системно инвестировать в контент», – отмечает Кикава. По его предположению, зрителю не интересно было смотреть каналы InterMediaGroup.
Телерейтинги подтверждают это. В 2017 году флагманский канал группы, «Интер», имел в общенациональном пересмотре долю 9,69%. В январе 2022-го уже 6,36%. Последний раз «Интер» был первым каналом страны в 2012 году. С тех пор он скатился на шестую позицию и пропустил вперед все фрагманские каналы Пинчука, Коломойского и Ахметова.
А интерес украинского зрителя стоит немало. Как рассказал Forbes эксперт общественного объединения «Информационное сообщество» Андрей Соломаха, до войны в среднем содержание информационно-развлекательного канала в месяц обходилось в $800 000–$1 000 000. Дополнительно $200 000–300 000 нужно на линейку дорогих развлекательных шоу.
Рекламный телерынок таких расходов не покрывал, а недостаток приходилось покрывать акционерам медиагрупп. К примеру, Ринату Ахметову его медиабизнес обходился в $100–150 млн в год, рассказывал Forbes директор по корпоративным коммуникациям Group DF Олег Арестархов, ранее работавший в Segodnya Multimedia Ахметова.
Акционеры InterMediaGroup в последние годы переживали не лучшие времена. Основные совладельцы компании – основатель Group DF Дмитрий Фирташ, его доля 36%, экс-глава СБУ Валерий Хорошковский с долей 45% и нардеп от уже запрещенной партии ОПЗЖ Сергей Левочкин с 9%.
Фирташ последние несколько лет находится в Вене под подпиской о невыезде и залогом €125 млн. В 2014 году был арестован австрийской полицией по запросу Министерства юстиции США. С тех пор Фирташ оспаривает свою экстрадицию в США, где ему грозит 50 лет тюрьмы. США его обвиняют в деле о взятках почти на $18,5 млн при получении лицензии на добычу титановой руды в Индии.
Бизнес Фирташа, химический холдинг Ostchem, сейчас в бедственном положении. Еще в 2014 году компания потеряла контроль над концерном «Стирол», находящимся в Горловке. Весной 2022 года Печерский суд передал в АРМА 20 облгазов, входивших в «Региональную газовую компанию» (РГК) Фирташа. В июле 2022 года российские войска почти разрушили северодонецкий «Азот» – один из крупнейших в Европе производителей аммиака и минудобрений. Forbes оценивал потери завода в $50–60 млн. Он составлял примерно 25% от активов Ostchem.
Хорошковский, являющийся партнером Карла Стурена по компании «Виндкрафт» в области ветровой энергетики, потерял этот актив из-за оккупации Херсонской области. Левочкин, по данным УП, находится на Лазурном берегу Франции.
В Вене журналисты УП заметили и медиаменеджеров InterMediaGroup. В частности, главного редактора информационно-аналитической службы телеканала «Интер» Антона Никитина и руководителя группы Анну Безлюдную.
Что будет с медиагруппой «Интер» дальше
Телеканалы InterMediaGroup действительно в ужасной ситуации, говорит Forbes бывший топ-менеджер одного из медиахолдингов. На восстановление ему потребуется не только финансовый ресурс, но и время. По его расчетам, чтобы возобновить собственное производство, нужно по меньшей мере год-полтора.
Нужны и люди. А в телехолдинге массовые сокращения работников, рассказали Forbes анонимно четыре собеседника: три топ-менеджера и бывший сценарист группы. «Там только новостная служба осталась, да и то не в целом составе, – говорит один из наших собеседников. – Остальных якобы отправили в отпуска». Бывший сценарист рассказывает, что в апреле на почту работникам пришло письмо, в котором сообщили об остановке сотрудничества. Он говорит, что оставшаяся часть команды работает удаленно из Варшавы.
На медиарынке ходят слухи, что InterMediaGroup могут выставить на продажу.
Другая версия – акционеры ликвидируют актив, так же, как Ринат Ахметов закрыл МГУ. И с теми же объяснениями – чтобы акционеры компании избежали попадания в список олигархов. А владение медиа – один из критериев, по которому бизнесмена могут включить в этот список.
Еще один вариант – стагнация. «Я прогнозирую такое закрытие всей этой истории: возможно, телемарафон на «Интере» еще будет, а сетки других каналов точно не будут обновляться», – говорит бывший топ-менеджер одной из медиагрупп.
Подробнее...