Спутниковое телевидение в Украине: проблемы и перспективы23 мая в рамках 18-ой Киевской Международной Телерадиоярмарки в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» прошел 1-й Форум спутниковых операторов «Проблемы и перспективы развития спутникового телевидения в Украине», организованный Телекоммуникационной палатой Украины.

«Мы дерзнули так назвать это событие не потому, что это первое мероприятие на подобную тему. Мы хотим, чтобы был и второй, и третий Форум спутникового телевидения, мы настроены на системную работу в этой сфере, и стремимся к тому, чтобы условия ведения бизнеса в нашей стране были максимально удобны для наших предприятий», - подчеркнул директор Телекоммуникационной палаты Константин Грицак.

Марина Клочко из медиадепартамента компании GFK представила аудитории статистику, согласно которой количество спутниковых семей в Украине в 2011 году составило 3,1 млн домохозяйств, 77% спутниковых семей проживают в населенных пунктах 50-. Количество кабельных семей равно 5 млн домохозяйств, из них 84% проживают в городах 50+. 8,4 млн эфирных домохозяйств довольно равномерно распределены по населенным пунктам: 42% - в городах 50+; 58% - в городах 50- и селах.

По результатам 2011 года, 95% спутниковых подключений – это бесплатный спутник. Но проникновение платного спутника растет – в первом квартале этого года оно достигло 11,5% по сравнению с 3,3% в 2009 году, что говорит о безусловной перспективе развития.

Марина Клочко также подчеркнула, что пользователями услуг платного спутникового телевидения, как правило, являются зрелые люди с высоким доходом, проживающие скорее в многоэтажных домах.

Лидером платного спутникового телевидения в Украине согласно данным GFK является компания Viasat, которая обслуживает 31% всех спутниковых семейств.

Но кроме перспектив, на форуме, проходившем в формате живой дискуссии, специалисты отрасли обсудили и проблемы, с которым они сталкиваются, а также пути решения этих проблем. По мнению директора компании Viasat Украина Оксаны Ферчук, основными препятствиями на пути развития спутникового телевидения в нашей стране являются несовершенная законодательная база, пиратство, доступность бесплатного контента, демпинг и отсутствие премиального контента, но надежда на светлое будущие остается.

«Украинский рынок – это многообещающий рынок с огромным потенциалом, но на сегодняшний день он выглядит достаточно скромно», - заявила госпожа Ферчук. По ее словам, в соседней Польше существует 14,5 млн домохозяйств, из них 42% (около 6 млн) пользуются спутниковым платным приемом. При среднем ARPU в 12 долларов объем рынка в этой стране составляет более $1 млрд и продолжает увеличиваться. В России насчитывается 54 млн домохозяйств и 19% (более 10 млн) пользуются платными спутниковыми услугами, из них больше 7 млн обслуживает компания «Триколор». Объем рынка наших соседей составляет $0,5 млрд.

В Украине население страны и количество домохозяйств больше, чем в той же Польше, но показатели выглядят совсем иначе, потому что 95% наших пользователей не готовы платить деньги и используют бесплатное спутниковое телевидение. В итоге, объем рынка Украины в деньгах составляет всего $35 млн.

Среди главных проблем, которые мешают активному развитию спутникового телевидения Украины, Оксана Ферчук выделила пиратство и underreporting(занижение): «Многие мелкие кабельные операторы не заморачиваются по поводу договоров с правообладателями, и получают нечестным путем доступ к контенту, распространяют его среди своих подписчиков, не имеют затрат на оплату этого контента, и, как следствие, отдают эту услугу потребителю бесплатно. И у клиента создается впечатление, что телевидение очень доступно, поэтому он и не хочет платить за него.
Также 80-90% наших кабельных операторов сознательно занижают количество абонентов в своих клиентских базах и платят гораздо меньше телеканалам, с которыми сотрудничают. По оценкам экспертов, 40-60% всей клиентской базы находится в сером сегменте, по сути, эти люди получают ворованный контент».
С директором Viasat согласился президент компании «Триколор» Вячеслав Мордачев, который осведомлен, что в Украине незаконно предоставляют услуги от имени его компании, но не знает, как с этим бороться.

Также на 1-ом Форуме операторов спутникового телевидения выступила Ирина Петрова, начальник отдела международной связи компании «УкрКосмос», рассказав о скором запуске украинского спутника «Лыбидь» в точке 48 градусов. Полезная нагрузка спутника обеспечивает три луча (каждый из которых состоит из десяти транспондеров): Евроукраинский, Восточноафриканский и Индийский. И хотя на данный момент не достигнуто соглашений ни с одним спутниковым оператором, ведется активная маркетинговая работа.

Также свое мнение о проблемах спутникового телевидения в Украине высказали генеральный директор телеканала М1 Валентин Коваль и медиаюрист Али Сафаров. В итоге, специалисты отрасли сошлись в решении консолидироваться и, в первую очередь, активно решать проблему с законодательной базой.
«Я предлагаю Телекоммуникационной палате Украины как важному игроку на рынке выступить с предложением изменений в законодательстве Украины. Государству нашей страны нужно определиться, либо все спутниковые платформы лицензируются, либо они не лицензируются, хотя это не очень правильно с точки зрения Европейской конвенции по правам человека, потому что телевидение, как особый вид контента с особым влиянием на человеческий разум, должно находится под контролем государства», - подчеркнул медиаюрист.

Константи Грицак, в свою очередь, заверил, что поправки в ст. 40 уже инициированы Телекомпалатой, поддержаны тремя народными депутатами и находятся на рассмотрении у Верховной Рады.

«Проблемы, которые существую на сегодняшний день на рынке, никто, кроме нас, спутниковых операторов, не решит. Нам нужно предпринимать какие-то шаги и постепенно двигаться в сторону развития спутникового телевидения в Украине – менять законодательную базу, выбирать качественный контент и стремиться к успеху», - подытожила Оксана Ферчук.

Источник


Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.