altКомпания iKS-Consulting опубликовала исследование российского рынка платного телевидения. Как следует из отчета, в 2009 г., невзирая на кризис, число абонентов по сравнению с 2008 г. выросло на 16% и составило 19 млн. В финансовом отношении дела обстоят еще чуть лучше: объем рынка увеличился на 18% и составил 27 млрд. руб.

Если вспомнить, что в отличие, например, от мобильной связи, абонент платного ТВ – это не человек, а вся семья, домохозяйство, которых на всю Россию около 50 млн, – то получится, будто неготовность большинства граждан платить за телевизионный контент куда-то испарилась. А ведь именно этот фактор уже много лет аналитики называют главным препятствием для развития платного ТВ в России.

Мой лондонский приятель рассказывал, что у них в кондоминиуме дела с этим обстоят плохо. Ловятся всего три бесплатных канала, и он был бы счастлив подключиться за деньги, но с кабельными компаниями никак не может договориться домовладелец. А портить фасад спутниковыми тарелками запрещает архитектурное управление. По сравнению с их унылым британским бытом наше многообразие дециметровых каналов, включая развлекательные, музыкальные и т.д., выглядит настоящим пиршеством духа. И именно конкуренция со стороны этих каналов долгое время сдерживала развитие платных сервисов.

Однако, если начать разбираться с цифрами поподробнее, окажется, что они довольно-таки лукавы. Например, в число этих 19 млн записаны поголовно практически все московские семьи. Речь идет о так называемых «социальных пакетах» или, как их привыкли называть, «коллективных антеннах» (хотя антенн там давно не осталось, и сигнал доставляется по кабелю компании «Акадо»). Счет за них ежемесячно включается в жировки, по которым оплачивается квартплата и прочие коммунальные платежи.

Большинство настолько привыкло к этому, что даже не замечает, – как не замечает платежа за проводную радиоточку, например. И если этим людям сказать, что они – абоненты платного ТВ, посчитанные всезнающей статистикой, они очень, очень сильно удивятся. Аналогичная картина с «социальными пакетами» и в регионах. Доля таких абонентов в общем числе пользователей кабельного платного ТВ, несомненно, весьма велика. Однако, исследование не дает ответа о том, какова доля таких клиентов, а какова – тех, кто сознательно решил платить деньги за больший выбор каналов.

В какой-то степени сходная картина наблюдается и в сегменте спутникового ТВ. Лидер по доходам – компания «НТВ+», имеющая всего 3% от числа всех российских абонентов (600 000), но при этом собирающая свыше 20% всех доходов операторов платного ТВ. С ее пользователями все понятно: они готовы платить заметные деньги за разнообразный и качественный контент.

А вот самая большая абонентская база из операторов платного ТВ – 4,3 млн абонентов – «Триколор». Эта компания отличается тем, что предоставляет без абонентской платы пакет из основных федеральных каналов. И многие, особенно в регионах и в дачной местности, где эфирный прием телесигнала оставляет желать лучшего, предпочитают один раз потратиться на покупку тарелки и оборудования, чтобы потом иметь все тот же бесплатный телевизор. Однако в статистику пользователей платного ТВ эти люди тоже попадают, ведь они же приобрели комплект оборудования и зарегистрировались у оператора.

Нежелание наших сограждан платить деньги за доступ к телевизионному контенту ярче всего видно, если посмотреть на статистику подключений IPTV. Такие услуги предлагает сегодня практически любой оператор, предоставляющий доступ в интернет по оптоволоконному кабелю. Это десятки компаний, чьи сети в совокупности покрывают миллионы домохозяйств. И интернет-провайдеры, крайне заинтересованные в повышении средней выручки с абонента, продвигают IPTV весьма и весьма активно.

Тем не менее, пользователи IPTV составляют всего 2% от общего числа абонентов и приносят только 3% дохода. Конечно, эта технология пришла к нам позднее всего, и наиболее активных и платежеспособных потребителей успели подобрать другие – в первую очередь, «НТВ+», работающее на рынке свыше десяти лет. Однако, дисбаланс между массовым предложением и довольно скромным платежеспособным спросом, воистину, огромен.

В общем, несмотря на победные реляции и декларируемый в отчете iKS-Consulting уровень проникновения 36%, россияне, в массе своей, платить за телевизор не готовы. Осознанно тратят деньги за доступ к большому числу разнообразных каналов еще очень и очень немногие. Менталитет меняется крайне медленно, так что скачки и революции здесь маловероятны. И это – та реальность, с которой придется в ближайшем будущем иметь дело операторам и представителям медийного бизнеса.

alt


Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.