iptvТехнология IPTV потихоньку проникает в дома вместе с доступом в Интернет. Примерно 20% новых абонентов вместе с доступом в Интернет приобретают и пакет IPTV. Однако абоненты операторов ШПД, которые  давно пользуются услугами доступа, неохотно приобретают приставки Set Top Box в дополнение к привычным модемам – таких всего около 10%. В технологичной Москве ситуация не лучше, чем в регионах – бума IPTV  так и не случилось. Виной тому, скорее всего, отличное качество эфирных каналов, доставляемых "Мостелекомом". И правда – зачем платить за контент, когда есть бесплатные каналы?

Как сказал один из спикеров на недавнем круглом столе журнала "Стандарт", "главный вопрос для индустрии - как сделать IPTV по-настоящему массовой услугой". То есть сделать ее привычной, доступной и востребованной.

А что такое это IP телевидение, почему должно быть так нужно пользователю? Во-первых, это огромный пул каналов – федеральные, региональные, тематические. В зависимости от приобретенного пакета пользователь может получать до двух-трех сотен каналов. Лично у меня уже на этом этапе возникает недоумение – зачем покупать даже сотню каналов, если только на изучение программы их вещания может уйти весь вечер? Как показывает практика, человеку вполне достаточно 20-30 каналов, чтобы считать себя абсолютно "отелевизоренным".

На сайте якутского оператора "Сахателеком" написано, что "IP-TV - это цифровое вещание, открывающее для пользователя совершенно потрясающие возможности обычного домашнего телевизора. Теперь можно запросто устроить у себя дома настоящий развлекательный центр!". Отлично. Что нам нужно для развлечения? Во-первых, хочу, чтобы была возможность нажать паузу во время любимой передачи и сбегать на кухню за новой чашкой чая. И эта нужная функция уже реализована в некоторых телеприставках – в тех, которые имеют функцию записи, что, кстати, тоже очень нужная функция. Во-вторых, хочу заказать кино под настроение, если ничего интересного на экране не происходит. И такое давно есть – сервис "видео-по-запросу" предлагается практически всеми операторами цифрового ТВ. В-третьих, хочу формировать каналы по своему усмотрению – сам составлю себе программу и буду смотреть, что хочется. И такой сервис уже есть – SVoD.

Все наши желания исполнимы, так почему же еще не у всех стоят телеприставки с массой "вкусностей"? Да потому, что при всем этом великолепии в основной массе пользователей реально используется лишь возможность включить "телек" в фоновом режиме и заниматься своими делами. Ну, к примеру, вы воспользовались услугой настройки собственного канала. Потратили массу времени и собрали "под себя" замечательный набор программ, фильмов, новостей и клипов. И что? Будете теперь весь день сидеть и пялиться в телевизор? Нет, конечно – из собранного будут просмотрены лишь пара программ, а на остальное не хватит времени.

Допустим, вы – домохозяйка с массой времени. Вам этот вариант, конечно, интересен – масса сериалов нон-стоп целый день. Через месяц даже самую отчаянную и романтичную домоседку начнет от них тошнить. Дети, конечно, тоже готовы составить для себя программу, состоящую из "губки Боба", музыкальных клипов и других развлечений. Но тут есть ограничитель в виде родителей – если чадо целый день ничего не делает, кроме тупого созерцания третьесортных мультиков, то, скорее всего, родители у ребенка такую игрушку отнимут "от греха".

IP-телевидение – перспективное направление, но оно может себя оправдать лишь тогда, когда уйдет в понятную и доступную среду. Например – в привычный Интернет. Открыл сайт - и смотри себе, что хочешь. Хоть на компьютере, хоть на телевизоре. Тогда "нажать паузу" или "перемотать" программу будет проще простого.

А ведь некоторые современные телевизоры уже обладают возможностями веб-серфинга. Например, как отмечают аналитики iSuppli, с точки зрения спроса наибольший интерес потребителей в конце 2009 и начале 2010 годов вызвали ЖК-телевизоры благодаря более доступным ценам и активному продвижению моделей со светодиодной подсветкой. По их прогнозу, в 2010 г. мировая выручка производителей ЖК-телевизоров увеличится на 5% или 3,6 млрд долларов до 75,5 млрд по сравнению с 2009 годом. В долларовом выражении это будет наибольший прирост среди всех других категорий потребительской электроники и бытовой техники.

Кстати, по мнению этих же ребят, второй по величине роста категорией после ЖК-ТВ станут цифровые телевизионные приставки (STB), позволяющие подключать к телевизору кабельное, спутниковое телевидение и т.д. В 2010 г. выручка производителей этих устройств составит 18,2 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 11,6%. Так что IPTV все таки идет в массы.

ИВАН КОЛОМАЦКИЙ,
шеф-редактор журнала "Стандарт"
© ComNews


Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.