Абонентам, которые привыкли круглосуточно «висеть» в сети, вскоре придется за это заплатить реальную цену

Цены на домашний интернет в течение нескольких лет снизились в разы. Из-зв ценовых войн, которые развернули операторы, услуги начали оказываться по очень доступной цене – менее 50 гривен в месяц, что, правда, ниже уровня средней себестоимости. Участники рынка демпингуют с одной целью – заполучить наибольшую долю в отрасли, а потом «отбить» недополученную прибыль через более высокие тарифы.

Принято считать, что цены на интернет существенно занижают только крошечные «домосетки» (объединение частными предпринимателями квартир одного дома или нескольких соседних домов единой сетью с целью предоставления телекомуслуг). Они могут существенно сокращать свои затраты, поскольку не платят налоги, не получают разрешения на доступ в дома и не регистрируются как официальный оператор. Таких предпринимателей – сотни в любом крупном городе.

Однако такие интернет-гиганты, как «Укртелеком» и «Воля», которые обслуживают суммарно около 1,5 млн. абонентов по всей стране, воспринимают их как мелких паразитов. Хоть они, конечно, чуть-чуть покусывают, но жить с ними терпимо.

Все кардинально изменилось в этом году, когда домашний Интернет как бизнес стал интересен всем без исключения компаниям связи: фиксированным операторам, операторам кабельного телевидения и даже мобильщикам. Естественно, каждый как можно быстрее попытался набрать максимум клиентов.

 

В результате весной этого года в Киеве и других крупных городах появились многочисленные «дисконтные» предложения. Например, были акции, предполагающие пользование Интернетом бесплатно в течение первых месяцев. Как рассказывают эксперты, в некоторых перенасыщенных предложениями районах Киева (Оболонь, например) появилась так называемая категория «шаровиков», которая вообще ничего никому не платила, а просто переключалась от одного провайдера к другому по мере появления новых акций.

Сильно занижали расценки крупные компании, активно набирающие абонентов. Так, у Beeline в начале лета предложил платить в месяц всего 29 гривен за безлимитный доступ к сети на скорости 5 Мбит/сек. «Триолан» предложил неограниченный Интернет + 75 каналов кабельного ТВ всего за 75 грн/мес. Крупнейший Интернет-провайдер «Укртелеком», видимо, чтобы уберечь своих клиентов от соблазна перейти к конкурентам, вывел тариф, который мог хоть как-то противостоять новым акциям. Госоператор предложил платить за доступ к мировой паутине 48 гривен в месяц в ряде крупных городов.

«Все, что ниже 50 гривен в месяц, – это услуги, предоставляемые ниже себестоимости», – говорит гендиректор компании Freenet Виктор Фролов. С ним соглашается президент компании «Воля» Сергей Бойко. «Здоровая регулярная цена за тарифные пакеты – это от 60 до 190 грн. А сейчас то, что должно стоить 80 грн., у ряда компаний стоит в два раза меньше», - отмечает он.

Данная ситуация ставит под угрозу возврат миллиардных вложений, которые крупные операторы делали в скоростные сети, окутавшие всю Украину.

«Какой смысл инвесторам вкладывать в новые технологии, если они не окупятся вообще никогда на основании тех цен, которые не диктуются ни потребительским спросом, ни экономическим расчетом», - утверждает Бойко. Фролов рассказывает, что в Европе среднемесячный доход с одного абонента составляет $40 – 45, а в Украине – в десять раз меньше. «Демпинг может привести к вырождению рынка. В дальнейшем ситуация может потребовать вмешательства регулятора», – говорит директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega Константин Колесов.

К слову регулятор рынка – Национальная комиссия по вопросам регулирования связи – в сентябре уже занялась проблемами интернет-операторов. «На одном из недавних совещаний поднимался вопрос, чтобы все интернет-услуги основывались на себестоимости с учетом прибыльности. Чтобы никто не занижал цен. В основном все участники совещания поддержали эту позицию», - заявил глава НКРС Владимир Олейник. Но операторы, похоже, встревожены настолько, что решили сами попросить государство как можно скорее вмешаться в ценовые войны. «Я буду обращаться в Антимонопольный комитет, чтобы прекратили это безобразие. Рынок доведен до абсурда», - заявил Виктор Фролов.

Ошибочно полагать, что предоставление услуг по сильно заниженным ценам вредит только операторам рынка, а потребитель от них выигрывает. Бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке. Компании, которые демпингуют, преследуют обычно одну единственную цель – захватить максимальную долю на рынке. Как только отрасль монополизирована, можно снова завышать расценки.

Beeline, например, скоро должен объединиться с «Киевстар». А пока этого не произошло, оператор, видимо, решил поднабрать абонентскую базу. Поговаривают, что только в Киеве к тарифу «29» подключилось несколько десятков тысяч новых клиентов. Но зато новых предложениях полосатого провайдера таких «подарков» уже, видимо, не будет. С октября к сети компании можно подключиться и платить минимум по 40 грн./мес (тариф «Лайт+»), а с марта следующего года это предложение подорожает до 60 грн.

Не стоит забывать, что и «Укртелекому» сейчас не плохо было бы раздуть клиентскую базу. Ведь через несколько месяцев должна состояться приватизация предприятия, и нужно показать инвесторам, что в новом перспективном направлении – доступе в Интернет – госоператор является абсолютным лидером. Что будет с тарифами после продажи компании, остается только догадываться.

Так что подключению Таким образом, подключаясь к супердешевому предложению, клиент, сам того не осознавая, содействует в выполнении часто алчных корпоративных задач тех или иных структур.

Их расчет прагматичен – после достижения целей они обязательно наверстывают упущенное и вернут себе в новых тарифах все то, что в этом году якобы дарилось по доброте душевной.

Станислав Юрасов


Источник - pro UA


Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.