Закон "О телевидении и и радиовещании" устарел. В нем отсутствуют такие виды вещания как кабельное и цифровое. Об этом в эксклюзивном интервью UBR рассказала Татьяна Лебедева, почетный председатель Национальной ассоциации вещателей.

UBR: Прокомментируйте реалии, сложившиеся сегодня вокруг лицензирования каналов, в частности, коллизии с лицензионным сбором.

Т.Л.: Этот вопрос надо урегулировать как можно быстрее. C одной стороны, прекрасно понятно, что компании не хотят платить больше, а с другой стороны, мне понятно, что Национальный совет просто не может работать в тех условиях, которые сегодня сложились. Старые методики признаны уже недействительными, а новый закон не дает возможности работать в полном объеме. Там отсутствуют такие виды вещания как вещание в кабельной сети. Там отсутствует спутниковое вещание. Я уже не говорю, что совершенно не понятно, как лицензировать и начислять лицензионный сбор для спутниковых платформ и цифрового телевидения, которое уже сегодня на пороге и надо принимать какие-то решения. Поэтому мне кажется, что эти новации либо в законе, либо в постановлении Кабинета Министров нужно делать срочно.

 

UBR: Что нужно изменить, что надо прописать тщательно, детально, чтобы не было двойных толкований?

Т.Л.: При всем уважении к Закону "О телевидении и и радиовещании", в свое время был достаточно прогрессивен и проевропейский подход. Он несколько устарел и очень многого там просто нет, даже в определениях. Поэтому для меня и моих коллег очень тяжело работать, когда есть проблемы с тем, как лицензировать цифровое телевидение, как лицензировать спутниковые платформы. Когда писался этот закон, таких видов речи и деятельности еще не было.

UBR: Нам надо писать новый закон или редакцию?

Т.Л.: Не думаю, что новый закон. Надо просто дополнять существующий, но дополнять серьезно, с обоснованием и заимствованием международного опыта.

UBR: Вы озвучили эту идею, она уже есть у вещателей или у членов Национального совета?

Т.Л.: Уже есть несколько предложений и участники рынка тоже предлагают какие-то дополнения к этому закону. Также могут приниматься постановления Кабмина - это тоже нормально и реально, потому как разработка таких расценок или тарифов - это естественная функция Кабинета Министров. Это даже удобно, чтобы это разрабатывал Кабмин. Это более гибкая схема, но очень важно, когда они будут это разрабатывать, прислушиваться к экспертам, в том числе и к участникам рынка и к общественным организациям, и учесть все как можно подробнее, потому что какое-либо необоснованное увеличение расценок может на нет свести все ...

UBR: Собственно, стоимость лицензионного сбора для региональных, центральных вещателей, каким образом этот вопрос должен решаться?

Т.Л.: Я не могу сейчас сказать в абсолютных цифрах, но, разумеется, мы должны сохранить такую особенность украинскую как региональное вещание, оно у нас есть и пользуется большим уважением зрителей и не единственное, кто освещает жизнь в регионах, и Украина – большая. Очень часто в регионы не доходят центральные общенациональные каналы, а региональные каналы эту нишу заполняют и имеют своего зрителя, но надо сделать так, чтобы были учтены их возможности, их реальные доходы.

UBR: Из каких соображений надо выходить? Кто будет предложения делать?

Т.Л.: Есть разные подходы. Иногда предлагают учитывать мощность передатчика, но это нельзя применить к кабельному или какому-то другому вещанию. Предложение ассоциации было учитывать количество аудитории именно в том административном центре, в котором осуществляется вещание, это - более удобно и понятно, если это в сельской местности или в Киеве, если это разные количество населения. Желательно учитывать количество потенциальных конкурентов. Это должна быть достаточно сложная формула, но она может быть формализована и может быть более или менее универсальной для каждого вида вещания.

UBR: Сегодня, когда есть позиция Нацсовета, когда есть проплаченные лицензии, когда есть необходимость пересмотреть, доплатить или возместить определенные суммы, как должно быть найдено решение?

Т.Л.: Я бы не различала эти позиции. Хочу сказать, что многие из членов Нацсовета - на стороне вещателей. Не надо противопоставлять Нацсовет и телерадиовещателей. Но задача Нацсовета - сделать так, чтобы каждый вещатель хорошо понимал правила игры, чтобы они были прозрачны, и одинаковы для всех, с учетом особенностей. Чтобы в Синельникове или небольшом поселке лицензия не стоила столько, сколько она стоит, например, в городах - миллионниках. Чтобы учитывались объемы рынка и возможности.

UBR: Пожелания высказаны, есть необходимость пересмотреть как закон о ТВ и радиовещании, так и разработать оптимальную методику расчетов лицензионного сбора, но времени нет.

Т.Л.: Я думаю, что не будет никаких возражений со стороны вещателей, если будут обоснованные предложения, и будет небольшое обсуждение, которое позволит учесть мнение рынка и медиаэкспертов. Если это сделать быстро - результат не заставит себя ждать.

Автор: Ольга Стрюк

Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.