На протяжении минувших 15 лет ряд стран - Великобритания, Голландия, США, Япония, Израиль - стали лидерами по экспорту развлекательных форматов на мировой рынок. Каталоги международных дистрибуторов телевизионных форматов включают десятки названий как мировых хитов, адаптированных в разных странах, так и проектов, достигших успехов на локальных рынках. Несмотря на это, на каждом очередном международном рынке, будь то MIPTV, MIPCOM, DISCOP, NATPE или Ukrainian Content Market, вещатели ожидают от них новинок и эксклюзивных продуктов. Чтобы удовлетворить этот спрос форматчики непрерывно ищут новые концепции, в том числе на конкурсах идей. Сложившаяся ситуация открывает широкие перспективы перед телепродюсерами и разработчиками форматов, независимо от того, какую страну они представляют.

Форматы из Украины имеют шансы на международный успех
В то же время формат имеет значительно больше шансов стать новым международным хитом, если он был успешно реализован на родине. Далее разработчики могут выбирать, доверить международные продажи опытному дистрибутору или выводить продукт на мировой рынок самостоятельно, что по силам лишь крупным игрокам локального рынка.

Так, продажами формата шоу-викторины Clueless, разработанного польской группой компаний ATM Group, занимается дистрибуционное подразделение группы. Оригинальная версия программы под названием Gra w ciemno («Игра в темную») вышла на канале Polsat в 2005 году. Среди других викторин с денежным призом шоу выделяется тем, что участники сами до конца игры не знают, какова сумма их выигрыша. Каждый игрок выбирает из нескольких десятков конвертов пять. Далее он садится с этими конвертами за стол с измельчителем бумаги. Его задача ответить на 5 вопросов ведущего, при этом за каждый неправильный ответ один конверт уничтожается. Далее ведущий предлагает вместо неизвестной суммы в оставшихся конвертах реальные деньги, и участник может рискнуть и забрать «кота в мешке» или попытаться выторговать неплохие деньги у ведущего. В Испании, где формат был адаптирован в 2007 году вещателем TVE, шоу назвали El negociador («Переговорщик»). В 2008-м локальная версия проекта под названием Naslepo выходила в Чехии на канале ČT1. Названия греческой (Mega Channel, 2006-2007 гг.), арабской (Dubai TV) и вьетнамской (HTV7, 2011 г.) адаптаций озвучить и написать представляется проблематичным. Формат также был лицензирован в Италию. Коме того, опционы на производство локальных версий были проданы еще на 10 территорий, включая Украину. Пилот украинской версии Clueless - «Гра на темно» с ведущим Павлом Шилько был снят еще в 2005 году, правда, в эфир шоу так и не вышло.

В отличие от польской ATM Group, таиландская компания Work Point Entertainment, решила вывести свой формат на международный рынок, договорившись с дистрибутором Small World IFT. Таким образом, на основе шоу-викторины Fan Pan Tae, которую Work Point Entertainment с 2000 года производила для местного канала RTATV5, был разработан формат The Fan. В шоу принимают участие люди, в жизни которых есть интерес, хобби или страсть, которым они отдаются всей душой – настоящие фанаты спортивной команды, музыкального исполнителя, кинофильма, книги, исторической личности, знаменитости и т.п. В каждом выпуске соревнуются пять участников, которые считают себя экспертами в одной области. После трех туров, в которых проверяются быстрота реакции и память участников, определяется самый преданный фанат, получающий денежный приз. На родине формата в Таиланде в 2014 году вышел 12 сезон шоу, всего было снято более 400 выпусков.

Впервые формат The Fan был адаптирован в Швеции в 2013 году, где локальная версия вышла в эфир канала TV4 под названием Fantasterna. В Великобритании адаптация с несколько измененными правилами, получившая название The Fanatics, стартовала на канале Sky 1 в январе текущего года. Лицензии на создание локальных версий шоу были проданы в Германию, Испанию. Таким образом, формат от Work Point Entertainment стал первой таиландской ласточкой в Европе.

Есть чем гордится и финской компании Yellow Film & TV Group. В 2014 году на рынке MIPTV развлекательный формат Comedy Combat, разработанный компанией на основе оригинального шоу Putous («Водопад»), был продан во Францию, Данию и страны Ближнего Востока, а на MIPCOM права на адаптацию приобрел продакшн из Китая. Стоит отметить, что такого международного успеха удалось достичь, благодаря сотрудничеству с дистрибутором Eccho Rights, занимающимся международными продажами. В Финляндии шоу выходит на канале MTV3 с 2010 года. С тех пор в эфир вышло более 50 выпусков. Шоу представляет собой соревнование актеров-комиков, которые участвуют в конкурсах пародий, разыгрывают скетчи и импровизируют перед публикой. При этом каждый участник придумывает и развивает на протяжении одного сезона шоу уникальный образ, имеющий свою историю и характер. Зрителям предлагается голосовать за понравившегося персонажа, чтобы продолжить его участие в шоу. Выдуманные герои постепенно становятся узнаваемыми и популярными, что позволяет развивать спин-оффы проекта. Своеобразная кузница «Виталек» и «Рафшанов с Джумшудами».

Форматы из Украины и стран СНГ имеют не меньше шансов на международный успех, чем перечисленные выше. Доказательством тому являются продажи прав на адаптацию формата «Рассмеши комика» «Студии Квартал 95» в Литву, Францию, Бельгию, Германию, Данию, Испанию, США, Австралию, Китай и Вьетнам.

И кто знает, возможно, формат победителя конкурса конкурса SMALL WORLD. BIG IDEAS в недалеком будущем станет еще одним успешным примером грамотного сочетания локального креатива с многолетним опытом международного дистрибутора.
Источник

Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.