10 лет назад в России не существовало коммерческого телевидения в современном смысле этого слова. Не было того изобилия цифровых телеканалов, которое есть сейчас. Не было телевидения высокой четкости. Люди вообще не понимали, что телевидение может быть платным. Коммерческое вещание сводилось, в основном, к услугам кабельных операторов в крупных городах. Большая часть российских граждан имела доступ только к двум-трем эфирным каналам в аналоговом качестве.

"Триколор ТВ" в 2017 году прекратит вещание в MPEG-2?Нужна была бюджетная программа, которая обеспечит Россию недорогим телевидением, даст людям возможность смотреть телевизор в цифровом качестве. Такая программа появилась - "Триколор ТВ". Именно "Триколор ТВ" стал двигателем отрасли, именно эта бизнес-модель, сочетающая с 2007 года услуги вещания общедоступных и коммерческих телеканалов, оказалась наиболее востребованной на российском рынке.

Однако российский рынок коммерческого телевидения вырос гораздо быстрее, чем предполагалось, во многом благодаря активной работе спутниковых операторов. За 10 лет проникновение платного телевидения в России (с начальных 5% в 2005-м) достигло 67%, а к 2019 году этот показатель, согласно последним данным J’son & Partners, достигнет уже 81%. И то, что было хорошо в период начального роста, в период зрелости может дестабилизировать целую отрасль.

С конца 2014 года российский телевизионный рынок радикально изменился. Точнее говоря, общероссийский экономический кризис выявил многие болезненные точки российского телевидения, прежде всего в части финансирования. Стало очевидно, что реклама не может быть надежным источником доходов. По сравнению с осенью 2014 года доходы телеканалов от рекламы сократились фактически на треть. Это привело к сокращению бюджетов на производство. Так, например, 18 мая Константин Эрнст анонсировал возможное ухудшение контентного качества Первого канала.

Развиваться сейчас по принципам десятилетней давности - значит планомерно уничтожать российское телевидение.

Единственной альтернативой бесплатно-рекламной модели телевидения является модель работы по подписке. Для полноценного функционирования телевизионного организма необходима минимальная абонентская плата. Подписка позволяет телеканалам и операторам и далее развивать рынок, осваивать новые технологии, платить налоги, а главное - производить качественные телепрограммы. Лицензионные платежи от операторов за дополнительные каналы могут балансировать бюджеты федеральных каналов в случае сокращения поступлений от рекламодателей. А операторы, в свою очередь, могут платить телеканалам, только если получают абонентскую плату.

Безусловно, необходимо сохранить возможность просмотра федеральных телеканалов для всех россиян. Однако техническое обслуживание такого просмотра стоит миллиарды рублей. И если сеть цифрового эфирного телевидения строится в основном за счет государства, то коммерческим операторам эти расходы никто не возмещает.

Между тем с нового года расходы операторов на спутниковую емкость и контент существенно возросли. Это в первую очередь связано с ростом курса валюты, в которой, как правило, идет взаиморасчет с зарубежными партнерами. Пользователи спутникового оборудования, не оплачивающие услуг операторов, должны понимать: доступные им спутниковые телеканалы фактически оплачиваются платящими абонентами.

Всем абонентам "Триколор ТВ" гарантирован просмотр федеральных общедоступных телеканалов. Однако с 26 января 2015 года в соответствии с условиями оказания услуг "Триколор ТВ" пакет "Базовый" доступен пользователям только при наличии абонентского договора с оператором, который становится недействительным, если не оплачена основная услуга - пакет "Единый".

Главный мотив этого решения - не желание получить дополнительные доходы, а необходимость сохранить качественное контентное предложение по доступной цене для абонентов. Если говорить языком деловых СМИ, произошла корректировка бизнес-модели. Мы оптимизируем абонентскую базу с целью выстроить четкое соотношение: абонент получает ровно то, за что он платит. И нам удалось в 2015 году не только сохранить контентное предложение, но и существенно усилить его, добавив в пакет "Единый" премиальные киноканалы, сервис "Кинозалы "Триколор ТВ", спортивные и музыкальные каналы, а в пакет "Детский" - популярный нишевой телеканал "Мульт".

В 2015 году просто не может быть коммерческого оператора, который делает основную ставку на небольшой пакет самых востребованных каналов. Сознательно ограничивать сейчас услуги коммерческого ТВ набором 10-20 телеканалов - все равно что готовиться к экзамену в университет по школьному учебнику. Это невыгодно, неперспективно и в конечном счете губительно для всего российского телевидения. Это грозит застоем, а затем - и отставанием от мировых тенденций цифровизации. Крупнейшие зарубежные операторы платного телевидения уже сейчас предлагают пользователям порядка 250 телеканалов, две трети из которых - в HD. Именно абонентская плата позволяет зарубежным телеканалам создавать высококачественный контент, который востребован во всем мире. Если мы хотим, чтобы сериалы уровня "Игры престолов" и "Карточного домика" с бюджетом в $6 млн за серию создавались здесь, в России, нам необходимо создать принципиально новый рынок платного ТВ, и первый шаг на этом пути - четкая дифференциация эфирных и кабельных/спутниковых телеканалов. Никакого импортозамещения не будет, пока не будут созданы выгодные условия для продажи российских телепродуктов, своеобразные "цифровые супермаркеты", то есть спутниковые и кабельные телесети, поддерживающие вещание в формате HD, легальные и эффективно работающие онлайн-сервисы, а не разрушающие медийную структуру пиратские торрент-трекеры, которые после 1 мая перейдут, очевидно, в глухое подполье.

Именно телевидение высокой четкости является в данный момент мировым стандартом, на который должны ориентироваться коммерческие операторы. Судя по тому, как стремительно развивается ситуация на зарубежных рынках, уже осваивающих Ultra HD и HEVC/H.265, устаревшие стандарты цифрового кодирования видео- и аудиосигналов в течение ближайших двух-трех лет потеряют актуальность и станут тем же, чем в свое время стали виниловые пластинки и кассетные плееры - приятным, но малополезным антиквариатом.

Я хочу отдельно отметить тот факт, что новая учетная политика, унификация тарифов и смена условий доступа к федеральным телеканалам не повлияли на лояльность наших абонентов. На протяжении первых четырех месяцев текущего года процент переподключений остался на прежнем уровне, по итогам I квартала наша абонентская база составляет 11,01 млн абонентов (тремя месяцами ранее было 10,919 млн). И причина такой высокой лояльности - в том, что мы сознательно стимулируем и развиваем HD-телесмотрение. Именно HDTV является сейчас основной платформой для абонентов "Триколор ТВ". Менее чем за три года "Триколор ТВ" перевел на HD-телесмотрение более 45% своей абонентской базы. 3 мая 2015 года к нашим услугам подключился 5-миллионный HD-абонент. А к 2017 году "Триколор ТВ" намерен обеспечить телевидением высокой четкости всех своих подписчиков.

Доступ к качественному цифровому телевидению должны иметь все без исключения граждане России. Это было, есть и остается главной задачей "Триколор ТВ". Однако мы считаем, что качественное телевидение сейчас и качественное телевидение 10 лет назад - это две принципиально разные вещи. И мы твердо намерены поддерживать политику, направленную на создание современного, востребованного и коммерчески успешного национального телевидения. Никакого другого варианта, если мы хотим занять достойное место в глобальном цифровом мире, нет.
Источник

1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Комментарии доступны только авторизованным пользователям.

Вы можете авторизоваться, если уже зарегистрированы, либо зарегистрироваться.