Кардшаринговые схемы вредят развитию легального телерадиовещательного бизнеса в России, но спутниковые операторы пресекают незаконные подключения.

«Триколор ТВ» успешно борется с пиратами
Рынок российского телевидения стал привлекательным

За последние 10 лет российское телевидение принципиально изменилось: если в середине нулевых большинству зрителей было доступно 2-3 федеральных канала в аналоговом формате, то теперь в пакетах крупнейших телепровайдеров в среднем 200-250 телеканалов в цифровом качестве. Фильмовые, спортивные, музыкальные, сериальные, новостные, детские, молодежные, ориентированные на мужскую или женскую аудитории, познавательные, международные, региональные, — выбор более чем богатый. Появился контент в формате HD и даже Ultra HD.

За это время в Россию пришли так называемые мейджоры — ведущие зарубежные производители телевизионного контента: FOX, Discovery Communications, Turner, Disney, Viacom и многие другие. Ежегодные инвестиции в производство контента (например, в топовые сериалы, такие как «Игра престолов») составляют миллиарды долларов. Масштабные съемки природы (на Nat Geo Wild HD), съемка спортивных мероприятий (на Eurosport HD), анимационные сериалы (Nickelodeon HD или Cartoon Networks), и даже классическая музыка на Mezzo Live HD или живые концерты на iConcerts HD, — всё это стоит серьезных финансовых затрат.

Кроме того, за 10 лет сформировалась целая индустрия собственно российских производителей. Появились крупные медиа-холдинги, в портфели которых входят группы телеканалов и продакшн-студии, создающие для них высококачественный дорогостоящий контент. Это «Первый канал. Всемирная сеть» («Дом Кино», «Дом Кино Премиум», «Телекафе», «Музыка Первого»), «Цифровое телевидение» ВГТРК («Моя планета», «Русский бестселлер», «Русский детектив», «Русский роман», «Наука 2.0», «История», «Мульт»), AMEDIA TV, «Первый ТВЧ», «Ред Медиа» и т. д. Безусловный спрос на рынке у популярных российских сериалов производства СТС и ТНТ. Кроме того, телеканалы собственного производства есть у многих телепровайдеров. В России несколько сотен тысяч человек: режиссеров, операторов, актеров, и даже сотрудников космодромов, с которых запускаются спутники, — так или иначе вовлечены в индустрию создания контента или доставки телевизионного сигнала.

Рынок коммерческого телевидения из 10 млрд рублей в 2005 году вырос до 66 млрд рублей в 2014-м. И это без учета стоимости производства контента. Разнообразие программ, большой потенциал для рекламодателей, инновационные технологические возможности обеспечивают постоянный интерес к современному цифровому телевидению со стороны бизнеса, государства и, конечно, зрителей.

Анатомия пиратства

Рост востребованности любого продукта у потребителя вызывает интерес и у тех, кто зарабатывает на его нелегальной перепродаже. Активно развивающийся рынок, будь то индустрия моды или компьютерных игр, неизбежно привлекает к себе внимание пиратов. Кроссовки с фальшивым логотипом Adidas, взломанный Adobe Photoshop или «экранка» голливудского блокбастера — всем хорошо известные примеры пиратской деятельности.

От пиратства проигрывают все: операторы несут имиджевые потери, телеканалы теряют доходы от лицензионных платежей, государство недополучает налоги, телезритель — получает некачественную подделку, а в перспективе и некачественный контент. Выигрывают только пираты, регулярно принимающие платежи за свои «услуги» от пользователей (плата, обычно в долларовом эквиваленте, поступает на анонимный интернет-кошелек).

Пиратскую угрозу хорошо понимают как игроки рынка, так и его регуляторы. Два антипиратских закона вступили в действие 1 августа 2013 года и 1 мая 2015 года — они дают Роскомнадзору право на досудебную блокировку сайтов с пиратским контентом. Предпринимаются усилия по борьбе с пиратством со стороны государства, на уровне общественных организаций и отраслевых сообществ и, наконец, на уровне самих компаний, работающих в сфере телерадиовещательного бизнеса.

Лидер рынка отстаивает свои интересы

Востребованность цифрового телевидения привела к тому, что пираты начали не только предлагать нелицензионный контент, но и копировать услуги крупнейших спутниковых операторов. Главной технологией такого копирования стал т. н. «кардшаринг», т. е. возможность подмены ключей доступа к спутниковым телеканалам через пиратский интернет-сервер. По оценкам экспертов, количество нелегальных кардшаринговых ресурсов из года в год растет, пропорционально развитию рынка. В 2013 году количество подключений к таким ресурсам оценивалось приблизительно в 2 млн пользователей.

Крупнейший российский оператор цифрового спутникового телевидения «Триколор ТВ» (абонентская база — 11,415 млн домохозяйств на 30 июня 2015 г.) несколько лет назад в своей работе выделил отдельное направление, которое обеспечивает поиск и пресечение нелегальной деятельности пиратов. Оператор использует стратегию защиты ресурсов, предусматривающую все законные возможности: судебное преследование в рамках уголовных дел, гражданские иски за нарушение авторских и смежных прав, уничтожение пиратского оборудования, блокировка серверов и т. д.

Только за первое полугодие 2015 года «Триколор ТВ» добился блокировки почти 200 нелегальных ресурсов (это в 4 раза больше, чем в 2014 году). За это время было вынесено 6 обвинительных приговоров по уголовным делам и административным производствам, возбуждено 9 новых уголовных дел, пять из которых переданы в суд.

По словам директора по связям с общественностью компании Елизаветы Капраловой «Триколор ТВ» регулярно совершенствует механизмы блокировки: если раньше удовлетворялось порядка половины запросов, теперь эта цифра составляет больше 98%. Позитивную динамику имеет и судебная практика — сейчас встреча нелегала с полицией, как правило, заканчивается решением суда в пользу легального оператора.

Раскрыты преступления и изобличены виновные еще в нескольких областях Республики Беларусь и российских регионах. Совсем недавно сотрудниками компании выявлены очередные 14 правонарушителей, информация в отношении которых передана в правоохранительные органы.

Никаких уступок и послаблений со стороны компании в отношении организаторов несанкционированного доступа к самой популярной в России спутниковой сети, по словам Капраловой, не будет. «Пираты часто используют известность нашего бренда, потребителям предлагают купить некий дешевый «Триколор ТВ», через некоторое время качество сигнала ухудшается, люди звонят к нам в службу поддержки и только на этом этапе мы получаем информацию о том, что они стали жертвами спутниковых пиратов. Чтобы победить пиратство, нужны не только суды, но и социальная реклама, которая просветит людей, научит их отличать кардшаринговую подделку от настоящего цифрового телевидения».

Отдельным направлением работы спутникового оператора по блокировке пиратов стали так называемые объекты публичного показа: кафе, рестораны, отели. В первой половине 2015 года сотрудники «Триколор ТВ» провели более 50 проверок таких «объектов» на предмет наличия договора на публичную трансляцию теле- и радиоканалов «Триколор ТВ». В 13 случаях были выявлены правонарушения по ст. 7.12 КоАП РФ. В частности, в июне Можайский городской суд Московской области признал виновным в совершении административного правонарушения юридическое лицо — владельца кафе. Меры наказания — штраф в размере 30 000 рублей, а также конфискация двух мониторов, ТВ-антенны и спутникового приемника, с помощью которого производилась незаконная трансляция. В Свердловской области мировой суд признал виновным и наложил штраф в размере 10 000 рублей (с конфискацией антенны и приемника) на индивидуального предпринимателя, который транслировал в своем кафе каналы «Триколор ТВ» без соответствующего договора.
Источник


Обсуждение этой публикации запрещено! Вы больше не можете оставлять здесь комментарии.