За последние годы цепная реакция по внесению изменений в законы о средствах массовой информации коснулась не только России и Казахстана, но и Беларуси. Как и следовало ожидать, эта практика не прошла безболезненно. Так, внесенные поправки в порядок получения разрешений на распространение иностранных средств массовой информации, введенные в действие еще 1 марта 2014 года, фактически привели к коллапсу в работе Министерства информации Республики Беларусь.

Министерство информации Беларуси переделывает рынок под одного конкретного оператора
Чуть позже ведомство упростило порядок получения разрешений и ввело единый реестр распространителей средств массовой информации, но между тем, с весны 2015 года по настоящее время в Беларуси не выдано ни одного разрешения на ретрансляцию иностранных СМИ, ранее не попавших в реестр. Причину нарушения административной процедуры (30 дней с момента подачи заявления на внесение в реестр) чиновники министерства не могут назвать в ответе ни на письменные обращения, ни в личном общении.

Появившаяся в конце ноября информация немного прояснила такое поведение сотрудников министерства. Как выяснилось, в кулуарах этого ведомства разрабатывается законопроект о создании некоего Медиакомитета, а точнее — единого дистрибутора, который будет распространять все без исключения средства массовой информации на территории Республики Беларусь.

Примечательно, что данный документ (по нашим источникам) разрабатывается в атмосфере строгой секретности и должен стать сюрпризом для всей отрасли, несмотря на рекомендации об обязательном общественном обсуждении проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности ( пункт 9.4. Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 года)

Что ждет рынок платного телевидения Беларуси с вступлением в силу (предварительно, с 01.04.2016 г.) вышеупомянутого нормативного акта:

— операторы связи Беларуси смогут приобретать права на трансляцию иностранных средств массовой информации только через новую созданную структуру;
— все конкурирующие линейки развлекательных, фильмовых, детских, спортивных каналов будут распространяться через одни руки;
— ценообразование, маркетинговая и рекламная политика будут открыты для конкурентных телеканалов;
— продажа прав на вещание телеканалов операторам связи будет осуществляться только на абонентской основе;
— медиаизмерения, продажа рекламного времени будут осуществляться только через единого дистрибьютора;
— в случае изменения схемы дистрибуции может существенно возрасти стоимость телепрограмм для оператора и конечного абонента, что станет экономически нецелесообразно для оператора и приведёт к отказу от данной услуги как со стороны абонента, так и оператора, (оператор будет вынужден отказаться от данного вида деятельности, а абонент будет вынужден пользоваться услугами интернет СМИ, спутниковых платформ и т.д.) и, как следствие, к существенному падению налоговых поступлений;
— снижение абонентской базы повлечет уменьшение доходов от рекламной деятельности, так как рекламные бюджеты и тарифы компаний формируются на основании численности потенциальных пользователей рекламного продукта и их покупательной способности, а в случае снижения качества предоставляемой услуги наиболее обеспеченная аудитория уйдет.

Хотим также отметить, что статья 6 закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 427-З "О средствах массовой информации" гласит:
"Статья 6. Недопустимость монополизации средств массовой информации. Монополизация средств массовой информации государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими или физическими лицами не допускается".

Создание единого дистрибутора будет являться нарушением белорусского и международного антимонопольного законодательства.

Деятельность единого государственного распространителя предполагает большую коррупционную составляющую:
— в одних руках будет подбор телепрограмм с учетом субъективного подхода к решению вопроса о выборе телепрограмм одной тематики;
— принятие решения о стоимости данной телепрограммы будет приниматься на основании субъективного мнения, так как речь идет о передаче прав и единых расценок нет, также отсутствует конкурентная среда, регулирующая ценовые предложения;
— принятие решения о стоимости для операторов также будет субъективным, так как можно будет предоставлять различные цены государственным и частным оператора.

Вероятно, соучредителем Медиакомитета будет выступать Министерство информации РБ. У большинства иностранных телеканалов в "антикоррупционной политике" прописан запрет продажи прав через организации, содержащие в штате сотрудников, работающих в госорганах, или имеющих родственников, работающих государственных организациях, связанных с выдачей лицензий и разрешений в области связи.

Предполагаем, что телеканалы известных медиасемейств скорее предпочтут уйти с рынка платного телевидения Беларуси, чем работать в условиях, предложенных единым дистрибутором, что конечно же повлечет за собой уменьшение налоговых платежей в бюджет Беларуси, сокращение рабочих мест и делиберализацию в медийном пространстве, а также негативный имидж Республики Беларусь в целом на международной арене.

Оператор платного телевидения, а вместе с ним и его абоненты имеют право свободно выбирать свое телевидение, отдавать предпочтение тем или иным телеканалам, по своему усмотрению, а не навязанному субъективному мнению чиновника из Министерства информации.

Об авторе

Министерство информации Беларуси переделывает рынок под одного конкретного оператораОлег Скоробогатый
управляющий партнер компании "А1 Системс", Республика Беларусь
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить